Долгожданная поездка в Индию завершилась. Можно сразу сказать, что ожидания оправдались, а поставленные цели в виде преодоления обыденности, инертности и получения нового уникального опыта были достигнуты. Итак, несколько часов перелёта с пересадкой в Катаре завершились благополучным приземлением в Дели – столице Индии.
Первые шаги по этой земле и сразу обращаешь внимание на этот волшебный обволакивающе-пожирающий аромат Индии – гниющие помои вперемешку с фекалиями живых существ приправленные какими-то острыми специями. Видимо виной этому открытая канализация, отсутствие туалетов, кучи перегнивающего мусора вокруг, жрущие всё это бродящие кругом коровы, свиньи и крысы. Иногда встречаются большие, довольные и обожравшиеся заморские тараканы. Ну да ладно. Пора в отель кинуть вещи и попробовать принять душ и осмотреться. По началу подумалось, что до отеля мы вообще не доедем, и с таким движением хотя бы для начала просто выжить. Правила движения, которые я привык соблюдать в Самаре тут просто не работают, а скорее всего отсутствуют в принципе. Правило, судя по всему, тут одно – кто чаще и громче давит на бибикалку тот и прав. Движение это один нескончаемый вечно гудящий и бибикающий поток транспорта, (мотто)велорикш, коров и людей. Самое интересное в этом то, что за всё время путешествия мне не удалось заметить хотя бы одной более-менее серьёзной аварии, коих в Самаре одну-две вижу почти каждый день. Утром следующего дня решили внимательнее осмотреться. Для успокоения души посетили буддийский храм, находившийся неподалёку. Можно сказать что попали на некий островок чистоты, красоты и умиротворения. Не хочется, но надо идти дальше. Решили посетить виднеющийся в далеке храм Синдхов. Хорошо себя там вели, не хулиганили, за что были приглашены посмотреть процесс приготовления священной пищи, затем были приглашены всё это отведать. В общем люди показались мне вполне себе миролюбивыми, добродушными, интересными и общительными, не смотря на всю необычность их религии. Да и храм тоже такой весь симпатичный – тихо и спокойно, хочется остаться и поразмышлять о чём-то сокровенном, помедитировать и заглянуть в далёкие, забытые богом, частицы своего внутреннего мира.... Но надо идти... Затем мы помотались немного по городу, там даже есть метро – ещё один островок чистоты и порядка. Вечер закончился в беседах за ужином с местным русским пареньком. Стороной не обошла нас гробница некого Хумоюна.
Старинные здания, склепы и гробницы создают умиротворяющую и расслабляющую атмосферу. Расслабившись так на одной из лужаек под большим ветвистым деревом захотелось также врасти корнями в эту землю и остаться тут на всегда - в далеке от всей этой городской суеты, гонок за комфортом, иллюзорной властью и впечатлениями. С трудом заставляю себя подняться и продолжаю движение в глубины архитектурного комплекса. Вот и он главный склеп, тут же и огромная гробница, видимо, уважаемого человека. Но как-то совсем не торкает, конечно, красиво, чисто и таинственно, но не более того. И снова город – вонь, смог, грязь, индусы, мусульмане, сикхи. Всё это как-то давит и угнетает. Сбегаем в Агру. Я увидел этот автобус и мне стало с одной стороны страшно, а с другой любопытно – доедет ли этот чудо-мобиль до Агры, али нет. Во время поездки мне открывались потрясающие виды Дели и пригорода сквозь отсутствующее в автобусе окно, в которое жители без капли смущения бросали на нас любопытствующие взгляды, при этом бывало угощали вкусными апельсинами. Местный народ оказался очень весёлыми и добродушными,несмотря на свою нищету и окружающую его помойку. Будто бы он живёт в каком то другом месте в одно и то же с тобой время находясь при этом совсем рядом. Наш средний класс обычно выглядит намного печальней и задумчивей, несмотря на неимоверно более высокую образованность и обеспеченность. Как-то странно и до сих пор непонятно. Мне удалось поймать не один десяток искренних улыбок, блестящих и ярких взглядов детишек, женщин в сари и волшебных старичков – аля божьих одуванчиков.
И вот мы в Агре. Сразу чувствуется, что это туристический город. Индусы начинают наглеть, приставать и впаривать всякий хлам. Удалось найти более менее приличную гостиницу с парой дружелюбных крысок, бегающих иногда в холле. Осыпающаяся штукатурка, потемневшие от грязи стёкла и стены, толстый слой паутины и непонятной плесени на окнах, неработающий туалет, периодическое отсутствие воды, потемневшее от сырости постельное бельё, непрекращающийся шум и гам под окнами – обычное явление для местных отелей, находящихся в непосредственной близости от Тадж Махала. Ну да ладно. Итак Агра, вонь примерно та же, мусульман заметно больше, пения каранов слышатся чаще, появляются обезьяны, множество сувенирных лавок и продавцов. Решили прогуляться и случайно забрели в местный Агра-форт, было темно, охраны не наблюдалось, поэтому было решено осмотреться вблизи и побродить по окрестностям. Несколько симпатичных фото и мы уже перелазием через забор обратно. Кому-то не повезло, штаны пришлось зашивать. На следующий день Тадж Махал был закрыт и мы решили рвануть за город в старинный архитектурный комплекс FATEHPUR SIKRI.
Прекрасно там погуляли и насладились духом старины. Впечатлений даже не испортил попавшийся в еде жареный таракан в единственном, на мой взгляд, приличном там кафе-ресторане рядом с автобусной станцией. Вернулись когда уже стемнело. Утро. Спешим в Тадж Махал. Большая величественная гробница одной из жён какого-то императора. В целом ничего святого я там не ощутил и интересного не увидел. Большое красивое здание из камня и мрамора, видимо очень дорогое и сложное в строительстве. Но ничего более того. Ставлю галочку «был» и идём дальше — Форт. Наконец то мы внутри. Уже замученные Таджем не спеша прогуливаемся по этому грандиозному строению со всеми его дворами и постройками. Интересный комплекс, прислушавшись можно попробовать услышать дыхание истории, а если при этом ещё оставить все мысли за воротами, немножко оседлать эмоции и проникнуться энергетикой этих мест, то ясно ощущаешь что находишься в плотной массе какой-то размеренно-текущей структуры, где другие туристы медленно растворяются и теряются. Эти стены определённо хранят множество разных тайн и секретов. К знакомству с которыми так и хочется немедленно приступить. Тут же открывается прекрасный вид на Тадж Махал. Сложно представить сколько народу любовались отсюда его видом за сотни лет. Теперь прикинем количество и качество этих эмоций... и медленно растворяемся в них.... Затем неспеша метериализуемся и держим путь в столицу мирового индуизма — Варанаси. Сразу билетов туда взять не удалось и пришлось ехать через Аллахабад — город 3-х рек. Тут пришлось познакомиться с местным железнодорожным транспортом. Не хочется всё это описывать, оставим волю воображению. Заострю внимание лишь на уже знакомых нам полчищах крыс, невыносимом аромате фикалий с гниющим мусором, живущих среди этого прямо на вокзале людях и чудо-билетах, дающих право проезда на поезде, только увы без конкретного места, да и вообще каких либо гарантий твоего проезда. Значение выражения «как селёдки в банке» неожиданно приобретает для меня качественно другое значение, наглядно гораздо более понятное. Забежать или запрыгнуть в окно или дверь двигающегося поезда здесь считается нормой. У нас были как раз такие билеты от Аллахабада до Варанаси. Моё утвердительно-наглое выражение «ноу андэстэнд» позволило занять козырное лежачее место на одной из полок. Индусы почему то как-то не комфортно себя ощущали рядом с развалившимся почти 2х метровым белым человеком безразлично повторяющим на ломаном английском эту волшебную мантру.
Варанаси (древнее название Каши) является священным городом для индуистов, джайнов, буддистов и мусульман. И вот мы наконец тут. Старая часть города — удивительно грязное место.
Представьте себе любой по-настоящему старый город с узкими улочками и плотной двух-трехэтажной небрежной застройкой, затем представьте, как эти улочки поливают помоями несколько тысяч лет, заселите их лишайными собаками, испражняющимися на ходу коровами и козами, хитрыми обезьянами, стариками в оранжево-белых лохмотьях с бездонными, задумчивыми глазами, нищими и смуглыми парнями на велосипедах и мотоциклах — и вот Варанаси как живой стоит перед вашим внутренним взором. Варанаси — всеиндийский крематорий: считается, что человек, который умрет или по крайней мере будет сожжен в этом городе, сразу попадает к господу Шиве. Трупы жгут на гхатах, это набережные-лестницы, спускающиеся к реке Ганга. Индийские ученые доказали святость Ганги — они взяли пробы воды, проанализировали их и подтвердили — река остается чистой несмотря на то, что туда бросают пепел, оставшийся после кремации, недогоревшие остатки трупов и много всякого мусора. Хочу отметить, что реку правильно называть именно Ганга и ни в коем случае ни Ганг, как принято у нас. Во всех древнейших эпосах река именуется как мать Ганга, да и на санскрите в конце слова мы видим соответствующий символ !
Представьте себе любой по-настоящему старый город с узкими улочками и плотной двух-трехэтажной небрежной застройкой, затем представьте, как эти улочки поливают помоями несколько тысяч лет, заселите их лишайными собаками, испражняющимися на ходу коровами и козами, хитрыми обезьянами, стариками в оранжево-белых лохмотьях с бездонными, задумчивыми глазами, нищими и смуглыми парнями на велосипедах и мотоциклах — и вот Варанаси как живой стоит перед вашим внутренним взором. Варанаси — всеиндийский крематорий: считается, что человек, который умрет или по крайней мере будет сожжен в этом городе, сразу попадает к господу Шиве. Трупы жгут на гхатах, это набережные-лестницы, спускающиеся к реке Ганга. Индийские ученые доказали святость Ганги — они взяли пробы воды, проанализировали их и подтвердили — река остается чистой несмотря на то, что туда бросают пепел, оставшийся после кремации, недогоревшие остатки трупов и много всякого мусора. Хочу отметить, что реку правильно называть именно Ганга и ни в коем случае ни Ганг, как принято у нас. Во всех древнейших эпосах река именуется как мать Ганга, да и на санскрите в конце слова мы видим соответствующий символ !
Моё пребывание в этом городе было омрачено сильной простудой, но это не помешало мне впервые в жизни искупаться тут в Ганге. Тысячи лет миллионы людей здесь совершали омовения, ритуалы, молились, прославляли, поклонялись, приносили жертвы и просто жили отдавая и принимая могучую энергию сотен гималайских рек, объединенных в одну большую. Приятно ощутить себя частью этого загадочного мира, наслаждаться ласками этих вод у одного из самых древних и мистических городов мира. Тысячи храмов этого города невозможно посетить. Мне кажется для этого потребуется целая жизнь. Но по воле богов вселенная послала нам удивительного русского человека живущего в этих местах много-много лет, хорошо изучившего местные обычаи, языки и даже достигшего некого духовного признания у местных святых, гуру и садху. Благодаря его помощи нам удалось заглянуть в святыни святынь этого города — скрытые от глаз многие сотни лет уникальные храмы. Получилось без сложностей посетить легенду индуиских храмов — храм Каши Вишванатху. А также другие интересные храмы - храм Дурги, храм самоубийц, храм ганги, непальский храм и т.д. Получилось отведать уникальной браминской кухни. Скажу больше удалось даже, хоть и под пристальным присмотром, помедитировать на территории шамашана (место сжигания трупов). Любопытные встречи с садху и совместные посиделки у костров или за чашкой масала-чая привносили определенный колорит в моё пребывание тут. Несколько дней прошли как целый год жизни. В этом месте время останавливается... Перекосившиеся храмы древности с прыгающими по ним обезьянами, неспешное течение Ганги, зачаровывающие ритуалы сжигания трупов и предание праха реке, гармоничные мелодии Раги, блуждающие вокруг медитативные садху, бабы, монахи, странники, поломники, вечно что-то бубнящие или колдующие — всё это медленно поглощает и, какбы, закручивает твоё сознание в некую воронку вечности. Мощная но незаметная энергия как туман обволакивает тебя... За спиной чувствуется холодящее дыхание смерти... И кажется, что либо ты подчинишь эту энергию своей воле и, возможно, приблизишься к истине, либо она подчинит тебя и без малейшего замешательства доведёт тебя до тотального и полного безумия... превратит тебя в одну из тысяч неприкаянно блуждающих здесь душ.... Но тебя это не пугает и тебе совсем не страшно. Присмотревшись, можно заметить, что глаза местных искателей истины либо жизнерадостны и бездонны, наполненные спокойствием и мудростью, либо безжизненны и суетливы, полны страха и безразличия. Это место тянет к себе как сильный магнит или как яркий белый свет в конце длинного и тёмного тунеля.... Вот опять, меня снова что-то зовёт бродить по этой набережной, расслабляться на маникарнике и гатах, снова провожать закаты, встречать рассветы (над Гангой они особенно красивы), распивать ароматные массала-чаи с местными приветливыми садху, болтать с мудрыми «Баба», выражать уважение «Шиве», другим индо-богам и Ганге под не быстрые мотивы местного завораживающего Раги с большим стаканом ароматного мангового ласси.
Далее у нас по плану посещение нескольких туристических мест Индии - Сарнатх, Патна, Вайшали, Гайя, Кхаджурахо, Аджанта , Эллора. Но как раз в это время у подножья Гималаев проходил любопытный праздник Кумбха Мела. Было решено пересмотреть дальнейшее путешествие и отправиться туда. И вот почему.
В 2010 году Кумбха Мела проводится в Харидваре, и это Махакумбха Мела (Великая Кумбха Мела), которая случается раз в 12 лет. Харидвар (в переводе Дверь, Врата к Господу Хари (Вишну), некоторые называют Хардвар, т.е. Врата к Господу Шиве) находится в предгорьях Гималаев. Именно после Харидвара начинается Дев-Бхуми (Божественная земля, или Земля, где живут Боги). А, значит, все Святые и Бессмертные Учителя, Садху, Йоги, Саньяси, Тьяги, Удасины, Натхи и прочие последователи многочисленных Путей к Богу или Истине, которые делают свои Тапасьи (Аскезы), Бхакти (Преданность Богу), Йогу и прочие виды Садханы в Гималаях, обязательно придут в этот раз в Харидвар, чтобы дать людям свой Даршан и получить Даршаны других Святых и Садху.
Даже Боги и Богини, Гандхарвы и Апсары, Ракшасы и Асуры не преминут появиться хотя бы ненадолго, чтобы получить истинное наслаждение от Игры Господа, которая приняла форму собрания всех святых людей Индии и всего мира. Пропустить такое событие мы позволить себе не могли.
В 2010 году Кумбха Мела проводится в Харидваре, и это Махакумбха Мела (Великая Кумбха Мела), которая случается раз в 12 лет. Харидвар (в переводе Дверь, Врата к Господу Хари (Вишну), некоторые называют Хардвар, т.е. Врата к Господу Шиве) находится в предгорьях Гималаев. Именно после Харидвара начинается Дев-Бхуми (Божественная земля, или Земля, где живут Боги). А, значит, все Святые и Бессмертные Учителя, Садху, Йоги, Саньяси, Тьяги, Удасины, Натхи и прочие последователи многочисленных Путей к Богу или Истине, которые делают свои Тапасьи (Аскезы), Бхакти (Преданность Богу), Йогу и прочие виды Садханы в Гималаях, обязательно придут в этот раз в Харидвар, чтобы дать людям свой Даршан и получить Даршаны других Святых и Садху.
Даже Боги и Богини, Гандхарвы и Апсары, Ракшасы и Асуры не преминут появиться хотя бы ненадолго, чтобы получить истинное наслаждение от Игры Господа, которая приняла форму собрания всех святых людей Индии и всего мира. Пропустить такое событие мы позволить себе не могли.
В поезде из Варанаси в Дели мы уже ехали вторым классом. Народ уже не смотрит на нас с таким открытым ртом, нету попрошаек и впаривателей местных, якобы, вкусностей, как это бывает в слипперах (дешёвейших спальных вагонах). Доехали спокойно и без приключений. Из Дели в Харидвар поехали на такси (около 5-и часов времени). Водитель ехал, по здешним меркам, неспешно и аккуратно. Я отделался всего-то парой, другой побелевших волосков на ухе и небольшим подёргиванием левой ноги. Приехав в город Харидвар и узнав, что какое то важное событие праздника только ещё будет, да ещё и всего через несколько дней, мои подёргивания чудесным образом сразу же прекратились. Затем, недолго думая, все вместе отправились тусить эти несколько деньков в легендарный город Ришикеш с намерением вернуться к необходимой важной дате...
И вот всего час пути и мы в этом чудесном городе. Ришикеш (Rishikesh) - мировая столица йоги, один из священных сакральных городов Индии, место стечения множества йогов, садху, паломников и странников, в котором в древности жили легендарные святые мудрецы, а в XX веке — такие известные мастера йоги, как Свами Шивананда и Свами Омкарананда. Так, по крайней мере, гласят путеводители. Первые шаги по Гималайской земле и мы дружно шагаем по навесному мосту в самый живописный район города. Останавливаемся осмотреться в ближайшей кафешке с видом на горы и Гангу. Играет спокойный Чил-аут, слышится уже почти родная европейская речь, в голову ударяют дурманящие ароматы благовоний, необыкновенный лунный свет и умиротворяющая атмосфера делают своё дело и после стаканчика волшебного масала-чая я уже не в состоянии продолжать путь. Слава богам приличный отельчик оказался совсем рядом.
Район, где мы остановились, называется Лакшман Джхула (Lakshman Jhoola). Так же называется небольшой мост, соединяющий две части города. По преданию подвесной мост существовал здесь еще во времена Рамайаны. Кидаем вещички и идём ужинать в ту же чудесную кафешку не далеко от моста. Затем был самый крепкий сон за всё моё путешествие. Наисвежайший ночной воздух, спустившийся с Гималайских гор наверно свёл меня с ума и я только коснувшись подушки головой, мгновенно улетел вместе с его потоками в удивительное путешествие по этим волшебным горам… И вот настало моё первое в жизни утро в этом славном городе. Увы, рассвета в этот раз я не увидел, но прекрасно отдохнувшие душа и тело жаждали дальнейших приключений, и мы отправились на разведку вверх по течению Ганги. Вдоль реки находится множество ашрамов – религиозных центров по изучению йоги, медитации и философии индуизма. Встречаются как большие многоэтажные ашрамы, так и маленькие бомжатские хижинки, тоже гордо именуемые ашрамами. Но конечно, самый "раскрученный" ашрам - это Пармат Никетан. Сейчас это самый знаменитый ашрам в Ришикеше. Кажется, именно там легендарные "Beatles" в свое время встретили гуру Махариши Махеш Йоги, чем внесли большой вклад в легендарную славу Ришикеша. Много цветов и зелени, красивые дорожки и могучие баньяны, мраморные статуи и ажурные решетки... Напротив центрального входа, в водах Ганги стоит белая статуя Шивы, рядом с которой каждый вечер на закате солнца происходит красочная церемония с песнями и танцами...
Но сейчас нам хочется тишины и спокойствия… впереди нас тянется извилистая дорожка вверх, по левую сторону плещется Ганга по правую сторону - густые леса, периодически встречаются стайки обезьян. Пару часов неспешной прогулки и мы поворачиваем в чащу леса, поднимаемся по извилистым заросшим дорожкам, перепрыгиваем через ручейки, идём всё выше и выше… Наконец перед нами предстаёт настоящий чудеснейший гималайский водопад, переливающийся на солнце всеми цветами радуги и блистающий своими капельками воды словно бисером и серебром... Я по началу даже не поверил своим глазам, потом не поверил что я это я и я это вижу.. Шок.. открытые рты, затёкшие шеи.. не помню сколько прошло времени созерцания этой красоты… но спустя время прохладные капельки, то и дело долетающие до лица, возвращают меня в здесь и сейчас…, включается интеллект и руки настойчиво тянутся к фотоаппарату с намереньем немедленно всё это запечатлеть и, наверное, с надеждой оставить этой фотографией закладку в собственной памяти о пережитых ощущениях…. По дороге обратно встречаем добродушного садху, медитирующего под деревом, пытаемся общаться и трубка мира со священным растением, безусловно, помогает этому… Подтягивается местная шпана на мотоциклах и после непродолжительного общения мы уже мчимся вместе с ними по этим живописным местам обратно в город Ришикеш…. Знакомство с окрестностями состоялось..
Оказываемся в городе в середине дня. На первый взгляд небольшая деревенька, куча народу как везде, много европейцев, куча вывесок с изображениями гуру и их контактами, торговые лавки, множество странников в оранжевых одеждах с чётками, амулетами, кружками и другими атрибутами. Чувствуется, что большинство из них проводят большую часть времени на улице под палящим солнцем, скромно и ненавязчиво прося финансовой помощи. Такое впечатление, что люди буквально борются за выживание. Но, не смотря на это, они всегда приветливы, добродушны и всегда рады посидеть рядом и о чём нибудь вместе поболтать… или же просто помолчать. Они так не похожи на погрязших во лжи, зависти и злобе друг на друга наших соплеменников, что даже становится грустно и стыдно за свою Родину. В Индии становится понятно кто такой истинно религиозный человек. Настолько сильно верующих и доверяющих Богам людей я ещё не встречал. Кажется, что в поиске истины они способны идти куда угодно, любыми неизведанными путями, бесприкоснительно храня верность своим идеалам и мужественно перенося все тяготы и невзгоды….
После того как мы расслабились, осмотрелись и немножко отдохнули пришло время искупаться в священных водах Ганги, как никак, где то именно в этих местах из множества небольших ручейков она превращается в одну большую, мощную и сильную реку. По многочисленным легендам, Ганга берёт начало ни в этом мире, а в другой мы и не спешим.. Лучше насладимся ею прямо тут. В нескольких минутах ходьбы от моста находим чудесный пляж с мелким серебристым песочком, причудливыми камнями и прозрачной горной водичкой.
Продолжение следует.... Харидвар, ГОА, Гокарна, Мумбай
Рекомендации по сбору в путешествие
Что взять с собой?
ОСНОВНОЕ
1. Рюкзак 35-50 литров с удобной системой подвеса
2. Велозамок и цепочку для пристегивания рюкзака
3. Замочки на все значимые карманы
4. Маленькая нательная сумочка для постоянной носки документов/билетов/части денег
5. VISA classic (2-е штуки разных банков, желательно международных)
6. Очки солнцезащитные хорошие
7. Крем солнцезащитный проверенный
8. Кипятильник маленький советский
9. Стакан нерж/ложка чайная
10. Ножницы средних размеров
11. Простыня
12. Фонарик диодный легкий минимально возможного размера
13. Расческа
14. Сверх лёгкий спальник-одеяло для лета
15. Набор иголка, пара булавок, нитка, пару пуговиц
16. Бируши в уши (для спокойного сна)
17. 4-е метра капроновой верёвки для сушки вещей
18. Записная книжка, карандаш
19. Перочинный ножик (всё включено с лошкой вилкой и т.д.)
20. Туристическая кружка и тарелка
ТЕХНИКА
1. Фотоаппарат с объективами
2. Ноутбук (маленький, мощный, легкий) + мышка
3. Коммуникатор
4. Кардридер
9. Зарядки ко всем устройствам
5. Чистящий набор для фотоаппарата (груша, щетка, салфетки)
6. Наушники, с переходниками под всю технику
7. Разветвлитель для разеток
ОДЕЖДА и ОБУВЬ
1. Парадный комплект (в чём вылетаешь из России) - штаны
со множеством застегивающихся карманов, футболка
2. Толстовка с капюшоном
3. трусы - 2 шт., носки - 2 пары (желательно туристические)
4. Панама
5. Ветровка лёгкая
6. Проверенные дорогие вентилируемые кроссовки (Merrel)
7. Шлепанцы (сандали)
ГИГИЕНА
1. Зубная щетка/паста/мыло/шампунь/станок для бритья/крем до/после бр.
2. Полотенце средних размеров (желательно туристическое, быстросохнущее)
3. Туалетная бумага
4. Влажные салфетки (небольшой запас)
АПТЕЧКА
1. Активированный уголь
2. Зелёнка и йод в маркерах (2 шт.) (йода там нет даже в аптеках)
3. Обезболивающее
4. Пластыри разных форм и размеров
5. Бинт
6. Анальгин
7. От кишечных растройств обязательно что нибудь
Необходимо знать английский язык на уровне уверенного пользователя.
И желательно изучить основы Девангари